Долговой рынок

Долговой рынок: Каршеринг Руссия — шеринг доходов

Долговой рынок: Каршеринг Руссия — шеринг доходов картинка

ООО «Каршеринг Руссия», крупнейший каршеринговый сервис в России, 23 мая открывает сбор заявок на второй выпуск облигаций серии 001Р-02. Планируемый объем — от 1,5 млрд руб., срок обращения — три года, купоны по выпуску — квартальные. Ориентир по доходности находится на уровне 13,5% годовых.

Лидирующие позиции на рынке каршеринга в Москве и обширная география присутствия. ООО «Каршеринг Руссия» (оказывает услуги под брендом «Делимобиль») работает с 2015 г., это один из первых сервисов каршеринга в России. Каршеринг Руссия занимает первое место по доле рынка в Москве. Сейчас совокупный парк компании составляет почти 20 тысяч автомобилей, что делает ее крупнейшим игроком отрасли. Сервис предоставляется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти и Туле. Согласно стратегии, Каршеринг Руссия планирует увеличивать охват пользователей в городах присутствия и развиваться за счет экспансии в города с населением более 500 тыс. человек. База зарегистрированных пользователей сервиса превышает 8,4 млн человек.

Доходы становятся стабильнее, а рентабельность — выше. По итогам 2022 г. выручка компании, согласно отчетности по МСФО, составила 15,2 млрд руб. (+22% г/г), скорректированный показатель EBITDA увеличился на 36% до 3,7 млрд руб. Рентабельность по EBITDA выросла до 24,4% против 22% по итогам 2021 г. Операционный денежный поток составил 3,8 млрд руб. (+28% г/г). Показатели увеличились на фоне заметного роста числа клиентов и их активности. Количество пользователей сервиса за год выросло до 8,4 млн (+18% г/г), а их среднемесячное число составило 490 тыс. (+21% г/г). Однако из-за увеличения финансовых расходов Каршеринг Руссия получила чистый убыток в размере 164 млн руб. Тем не менее, учитывая положительную динамику показателя (в 2021 г. убыток составлял 435 млн руб.), итоговый результат можно считать успешным.

Компания имеет умеренную долговую нагрузку, но опирается на акционеров. Общий долг Каршеринг Руссия на конец 2022 г. составил 14,7 млрд руб. (-3% г/г), чистый долг уменьшился на 7% до 13,9 млрд руб. за счет сокращения обязательств и роста остатков денежных средств до 802 млн руб. Отношение чистого долга к EBITDA за год сократилось до 3,7 против 5,4. Более половины долгового портфеля приходится на лизинговые обязательства, примерно 44% долга составляет заем от связанной стороны и чуть менее 5% — выпущенные облигации. В 2021 и 2022 гг. акционеры внесли в капитал по 1,7 млрд руб. Поддержка акционеров — значимый для компании фактор, поскольку операционный денежный поток пока не полностью покрывает расходы по аренде, а иные источники ликвидности у компании, согласно отчету АКРА, отсутствовали. Мы предполагаем уменьшение зависимости от акционерной поддержки по мере роста доходов.

Облигации Каршеринг Руссия торгуются с премией к рынку. Компания дебютировала на долговом рынке в августе прошлого года, предложив инвесторам трехлетние бумаги с купоном 13% годовых. Сейчас обращающийся выпуск торгуется с доходностью около 12,6% годовых при двухлетней дюрации. Спред к ОФЗ составляет около 450 б. п., а доходность примерно на 150 б. п. выше доходностей обязательств компаний с аналогичным уровнем кредитного рейтинга. В ориентир по новому выпуску заложена дополнительная премия в размере 50 б. п., что делает его еще более привлекательным. Его планируется включить в перечень ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики Московской Биржи, по которым предусмотрены налоговые льготы на доходы от реализации ценных бумаг в случае владения ими не менее года.


Александр Афонин

Старший аналитик

Скачать полную версию обзора
PDF, 801.78 КБ
Финансовая Корпорация Синара защищает персональные данные пользователей и обрабатывает файлы cookie только для персонализации услуг. Вы можете запретить обработку файлов cookie в настройках вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями использования и Политикой использования файлов cookie.